ICQ:634884121

ПОИСК:

 | FAQ | форум | подписка | файлы |

АВТОРИЗАЦИЯ:
логин:
пароль:
Нажмите для входа

зарегистрироваться
забыл пароль?



СОВЕТЫ МУДРЫХ:
Пословицы


СИЛА СЛОВА:
Важное не всегда на виду



 

 

 

главная / мое поколение / характер: врожденное или приобретенное

Характер: Врожденное или приобретенное

Врожденное и приобретенное в характере

Ключ решения проблем, обозначенных в заголовке, заключен в известных формулах: «человеком рождаются, личностью становят¬ся»; характер формируется в процессе воспитания (понимае¬мого широко) и самовоспитания». Эти положения получили много¬численные теоретические и экспериментальные подтверждения. Тем не менее, с ними согласны далеко не все.

Мы обратимся лишь к самым несомненным, можно сказать, очевидным фактам соотношения биологического и социального в человеке, установленным как естественными, так и общественными науками. Прежде всего, укажем на широко известное положение классиков марксизма, гласящее, что сама природа человека есть продукт истории. Речь идет о том, что человек должен подвергнуть¬ся как бы удвоенному процессу «очеловечивания», чтобы он мог стать личностью. Первый этап «очеловечивания» связан с филоге¬нетическим процессом выделения вида homo sapiens из животного мира. Это — антропогенез, факторы и движущие причины которого широко известны.

В результате перехода наших далеких предков к совместной тру¬довой деятельности происходит постепенное изменение строения их тела, мозга, органов чувств, которые становятся человеческими.

Эти особенности, специфичные дли «природы человека», передаются путем биологического наследова¬ния, с ними рождается каждый человек. Это — главный результат первого, филогенетического этапа «очеловечивания». При отсутст¬вии этих объективных предпосылок в строении тела и нервной си-стемы (в случаях глубокой патологии, например), ни один предста¬витель рода человеческого никак не сможет сделать себя таким, «каким он хочет стать».

Второй этап «очеловечивания» каждый представитель биологи¬ческого вида homo sapiens должен пройти в течение своего индиви¬дуального развития, т. е. в онтогенезе.

Все специфически человеческое в психической деятельности че¬ловека формируется у него прижизненно и представляет собой не только (и не столько) результат биологической наследственности, сколько усвоение в онтогенезе опыта человечества. Ребенок родит¬ся как существо биологическое. Но с первого же дня жизни его ес¬тественные, биологические потребности регулируются, перестраи¬ваются, «приучаются» к общественно целесообразному времени и порядку. Удовлетворение потребностей ребенка буквально на каж¬дом шагу опосредствовано предметами, созданными обществом. Само их устройство, при соответствующем руководстве взрослых, организует и направляет действия ребенка.

Изолированный от других людей индивид, как показывают фак¬ты, не развивается как человеческая личность. Зафиксирован це¬лый ряд случаев, когда дети вырастали где-нибудь в чулане, на не¬обитаемом острове, в среде животных. Как отмечает американский ученый Дж. Фурст, у них не развиваются характерные для челове¬ка черты и способности.

Таким образом, усвоение опыта предыдущих поколений на про¬тяжении жизненного пути («социальное наследование») также отнюдь не во всем зависит от желаний того или иного конкретного человека. Ведь рождаясь, он не выбирает страну, не определяет уровень развития в ней производительных сил и производствен¬ных отношений, а также тех возможностей культурного роста, ко¬торые могут предоставить ему родители, и т. д. Самое же главное заключается в том, что полноценное удовлетворение потребностей каждого отдельного человека, обеспечивающее гармоническое раз¬витие его личности, возможно лишь в условиях общественного раз¬деления труда. Это и имеют в виду, когда говорят о социальной природе или, другими словами, общественной сущности человека, его характере, способностях, личности в целом.

Утверждение ведущей роли социального в становлении лично¬сти и характера отнюдь не означает отрицания роли в этом процес¬се всей совокупности индивидуальных особенностей, передаваемых по наследству. Соотношение врожденного и приобретенного в харак¬тере особенно наглядно обнаруживается при сопоставлении его с темпераментом.


© 2005-2018 Design and Programming by ICTIHA.ru